18 ноября 2019 года Церковь чтит память святителя Тихона, патриарха Московкого и всея Руси.
В этот день, приход Таллинского храма во имя Иконы Божией Матери «Скоропослушница», правый придел которого освящен во имя святителя, празднует престольный праздник.
Накануне дня памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, епископ Маардуский, викарий Таллинской епархии Сергий совершил Всенощное бдение. В день праздника владыка возглавил Божественную литургию в сослужении настоятеля протоиерей Александра Галиакберова, протоиерея Леонида Конощенка, иерея Григория Борисова, протодиакона Андрея Килина и диакона Николая Кириллова. После Божественной литургии Владыка обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы вспоминаем событие столетней давности, историческое событие в жизни нашей Русской Православной Церкви, под омофором которой находится и Эстонская Православная Церковь — это Всероссийский Поместный Собор, восстановление патриаршества и поставление на патриарший престол святителя Тихона, который был признан достойнейшим из трех кандидатов. И так как не было возможности выбирать из них, потому что они были прославленными и известными архиереями, известными богословами, потрудившимися на ниве Христа и проявившими себя довольно ярко, поэтому избрание это проводилось по апостольскому преданию — через жребий. Это могло стать поводом для недовольства людей, считающих, что таким образом вручают судьбы Церкви слепому случаю. Но, тем не менее, в этом заключается великая вера людей, которые идут на то, чтобы избирать своего предстоятеля через жребий. Опасности, в принципе, никакой не было — все три претендента были достойнейшими архиереями, достойными занятия первосвятительского места. В этом заключается вера в то, что Господь действенно участвует в жизни Церкви, своим Промыслом направляет ее и избирает именно достойного, того, кто в это время больше всех нужен Церкви и стране.
Решение восстановеления патриаршества давалось нелегко, потому что Церковь долгое время — 200 лет — пребывала в неправильном устройстве, управлялась некой государственной структурой — Святейшим Синодом. Хотя все Поместные Церкви признали Синод как управляющй орган Русской Православной Церкви, тем не менее, конечно, жизнь была устроена неправильно, и это через время сказалось на общем упадке внешней жизни РПЦ.
Церковь во время, когда собирался Поместный Собор, пыталась преодолеть те нестроения, которые возникали внутри нее, звучали мысли о патриаршестве. Но люди, 200 лет находившиеся под управлением государственной организации, уже забыли, что такое нормальное устроение, что значит иметь предстоятеля во главе Церкви. Возникали странные мысли о том, что он должен быть подчинен государственным чиновникам или, вообще, каким-то внешним силам. Это решене далось нескоро, оно долго обсуждалось на Соборе, где были собраны лучшие умы, лучшие представители Русской Православной Церкви: иерархи, священники, богословы, преподаватели, профессора, люди, радеющие о Церкви, готовые служить ей, готовые положить жизнь за ее воссоздание. И это, конечно, величайшее возрождение! Поместный Собор — величайшее событие, потому что более двухсот лет Собор не собирался, а любая Православная Церковь управляется соборно, общим Поместным Собором этой Церкви. Не епископы в полной мере управляют Церковью — они управляют ей как духовные вожди, ни патриархи управляют в полной мере, потому что сам патриарх подотчетен Поместному Собору — он должен отвечать за свою деятельность, свои решения и поступки. Высшая власть в Церкви принадлежит Поместному Собору; Вселенским Соборам, что касается всего Православия. И в этом сила Православия, возможность действия Святого Духа среди этого сообщества верующих людей.
Поэтому в ходе обсуждения на Соборе люди убеждались в том, что им необходим патриарх. Время было сложнейшее: переустройство всего уклада жизни России, крушение государства, крушение самодержавия, первые мученические кончины — три дня назад мы праздновали память священномученика Иоанна Кочурова, который принял первую мученическую кончину, и Поместный Собор уже свидетельствовал об этой смерти, о мученической кончине, хотя общецерковное прославление произошло через достаточно большой срок.
Через несколько месяцев количество мучеников, пострадавших за веру увеличилось до 15-20 человек. И все они поминаются именно как мученики, пострадавшие за веру. А через некоторое время жертвы эти превратились в лавину, которая не поддавалась уже никакому учету или осмыслению — все понимали, что Церковь Божия входит в некий новый, неизвестный еще доселе период, и ей нужны силы и внутренняя твердость и особое устроение.
И на этом Поместном Соборе было принято очень много важных решений — Церковь возраждалсь, преобразовывалась, находились новые формы ее устроения, точнее, возвращались истинные формы, которые должны быть. Очень важным было положение о приходах, об их деятельности: приход был создан как самодостаточная единица с высокой степенью автономности, которая могла действовать достаточно долго без сообщения с епископом, и это оказалось очень мудрым и своевременным решением, потому что впоследствии, когда практически все епископы были в заключении и не могли руководить Церковью, приходы долгое время сохраняли богослужебную и духовную жизнь. Потому что были времена, когда всего лишь три-четыре епископа были на воле на всем пространстве Русской Православной Церкви.
И в эти годы предстоятель Церкви оказался той сдерживающей силой, которая противостояла тому натиску безбожной власти, желающей раздробить Церковь, втянуть ее в обновленчество. И здесь патриарх Тихон восстал, как некая твердая и непоколебимая стена, не отступающая от Истины ни на йоту, готовый жертвовать собой. Власти всеми доступными способами — и угрозами, и заточением, и домашним арестом, и предложениями покинуть Россию и жить спокойно, безопасно где-то заграницей, на что патриарх, конечно же, ответил решительным отказом. Трижды на него совершалось покушение, после одного из которых погиб его келейник. Много пришлось претерпеть, но народ понял, что именно предстоятель в самые трудные времена становится той единственной силой, тем образцом стояния в Истине, человеком, которые вокруг себя собирает людей, утверждает колеблющихся и слабых.
То же самое происходит и сейчас: то же самое мы видим в Украинской Православной Церкви — именно таким предстоятелем является Митрополит Онуфрий, то же самое мы видим в служении Патриарха, когда все Православие подвержено нападкам, деструктивные силу угрожают его единству. И здесь оплотом стояния в Истине является предстоятель Русской Православной Церкви. Таково его значение. Но, конечно же, предстоятель не может действовать без своих помощников — без своих сослужителей, без всей полноты Церкви. Поэтому все мы, православные люди, должны возрастать в каноническом сознании, знать устройство Церкви, чтобы оказывать поддержку своим первоиерерхам и не уклоняться в какие-то ереси и расколы, не увлекаться какими-то ложными учениями. Это все зависит от нас. Сегодня хотелось бы сказать такие слова в честь Патрираха Тихона, этого великого святителя последних времен, в честь которого освящен придел данного храма.
Аминь».